Публикуется по просьбе 72AG_Ximera
Автор: =E95=Starik
В Финнии есть два небольших, но очень достойных авиамузея. В Ювяскюля и в Хельсинки. Будучи там, не упускаю возможности очередной раз заглянуть в один из них – какой окажется в зоне очередного «вылета». Вот и сейчас – музей в Ювяскюля.
На этот раз прошелся по авиамоделям. Их там выставлено, наверное, пара тысяч – и не только финских моделистов. Модели, конечно, просто мирового уровня. Но меня зацепили вот эти. И очень приятно было увидеть ту дарственную надпись, что вы увидите на фото.
Но главным было то, что мне опять, как год назад в Хельсинки с Вайно Покела, довелось прикоснуться к Истории!
Вот какое дело.
В ходе воздушного боя 25 июня 1942 года над Карелией, наши «Хури»из 609-го авиаполка сумели сбить Brewster-239 бортовой номер BW-372, пилотируемый лейтенантом Лаури Пекури (Lauri Pekuri). Он упал в озеро Большое Калеярви, недалеко от карельского городка Сегежа. Лаури, кстати, удалось спастись. Ниже будут пара моих фото, показывающих, что авиационный бог ему помог, не иначе…
Наши поисковики, точнее, Алексей Дмитренок, настоящий профи, сумел найти людей, знавших про этот бой, в том числе в контакте с моим по Хельсинки знакомцем Вайно Покела (Vaino Pokela), и с самим Лаури Пекури.
Кто захочет совсем уж детально изучить вопрос – смотрите здесь
http://jp4.narod.ru/index/pol_inf/gans/bruster239/Bruster239.htm
И в 98-м на американские деньги каких-то частных инвесторов машина была-таки поднята со дна Калеярви!
http://aviascan.ru/main.php?open=bw372how
(кстати, друже Варга. Помнишь наш разговор о Покела? Здесь на первом по порядку фото, похоже, именно он. Фото маленькое – но очень похож. И это было 10 лет назад – мы, старики, за 10 лет здорово дряхлеем… Так что год назад в Хельсинки я, скорее всего, именно его видел…).
Но тут же машина уехала в Штаты. В августе 2004-го самолет был куплен музеем военно-морской авиации США (все мы знаем, что Brewster первоначально являлся палубным истребителем F-2A Buffalo - http://www.airwar.ru/enc/fww2/f2a.html ).
А в 2007-м BW-372 был финнами получен от этого музея по просьбе командующего финскими ВВС к торжествам по случаю их 90-летней годовщины. Энтузиасты финны и американцы приняли участие в переговорах по поводу передачи самолета во временное пользование («в долг»). Надолго ли – Бог знает…
Brewster не будет восстанавливаться до летного состояния, но будет демонстрироваться в том виде, в каком он был поднят со дна озера Колеярви, включая и боевые повреждения. Правда, без вооружения, захапнутого МВД Карелии, когда самолет был поднят. Ну, это понятно, с нашим МВД договориться подороже будет, чем с американцами…
Целью работ является выставить самолет в Ювяскюльском музее на обозрение к очередной годовщине финских ВВС, к 6 марта 2009 года. Учитывая, что BW-372 является единственным сохранившимся самолетом этого типа, мне, товарищи офицеры, действительно довелось прикоснуться к Истории...
Шоб я так жил – обязательно через год приеду посмотреть на него!
Любопытно еще одно. Финские ВВС времен Второй мировой были настолько малочисленны, что, наверное, фото едва ли не каждой машины, бывшей тогда у них на вооружении, где-то да можно найти. И вот, залез в известную многим книгу «Finnish Air Force», от «squadron/signal/publication», в свое время я ее скачал с FTP Redrodgers’ов, когда он еще жил, и там, на странице 19 – отныне «родной и любимый» 372-й – в полный рост!
А теперь – для начала фото моделей. Блин, там их море, сделаю Webfile-архив – вот тогда увидите…
На втором – обратите внимание на врезку справа внизу. Два последних - это "Торнадо" и F-86 Sabre. Красивы, вражины...
А модели - вообще выше всяких похвал...
По "Брюстеру - фото во второй части...
0 коммент.:
Отправить комментарий