понедельник, 23 марта 2009 г.

Военно-воздушный разговорник.

Хотите узнать о чем говорят пилоты ВВС?
Хотите их понять?
Читайте краткий справочник!

СПРАВОЧНИК.


150х1.5 (ХХХ х Х) = Метео-условия: Высота нижнего края облачности 150м х видимость 1.5 км 2П = Второй Пилот.
2х180 = Полет по кругу выпоняемый двумя разворотами на 180 градусов
H (лат) = [аш] Высота
ny (лат) = Перегрузка. Измеряется в единицах. По перегрузке контролируется практически весь пилотаж.

S (лат) = Расстояние.
V (лат) = Скорость
Vy (лат) = Вертикальная Скорость
Vпк = Скорость поднятия переднего колеса.
А = Азимут.

АВ = Авиационное Вооружение
АВБП = Авиационное Вооружение и Боевое Применение.
АГД = Авиа-Горизонт Дистанционный.
АД = Аэродром, Артериальное давление.
АМ = Азимут магнитный.

Ан-26Ш ("Шарапан") = Модификация Ан-26 переоборудованная для обучения курсантов-штурманов. Имеет ряд рабочих мест с дополнительными комплектами навигационного оборудования.

АНО = Аэронавигационный огонь.
АО = Авиационное Оборудование
АП = Авиационный Полк.
АП = Автопилот.
АПА = Аэродромный передвижной источник электропитания (на базе автомобиля "Урал" или ЗиЛ-131)

АРК (РКЛ, РК) = Авиационный Радио-Компас (Радио-Компас Летчика)
Аркан = Элемент боевого маневрирования.
АРП = Автоматический радио пеленгатор
АСК = Авиаспортклуб (аэроклуб)
АСП-3НМУ = (АВ) Авиационный Стрелковый Прицел (МиГ-15, 17, Л-39).

АТ = Авиационная Техника
АТО = Аэродромнотехническое Обестпечение.
АТУ = Авиационно-Техническое Училище.
АТУ (Сетка АТУ) = Аварийная тормозная установка - используется при выкатывании самолета за пределы ВПП

АЭ = Авиационная Эскадрилья
Аэродромы ЧВВАУЛ = Чернигов ("Певцы"), Умань, Ивангород, Конотоп, Свесса, Климово, Городня, Добрянка
БАНО = Бортовой Аэронавигационный огонь.
БАТО = Батальон Аэродромно-Технического Обеспечения.
БИ = Бортинженер.
БК = Военный летчик без класса
Ближний (БПРМ, БПРС) = Ближний Привод. Приводная радиостанция с маркером прохода, расположенная по оси ВПП ~1км от торца.

БМ = Бортмеханник.
Большая Тушка = Самолет Ту-154
Большой = ( в радиообмене) Большой самолет типа Ил-76, 86, 62 или Ан-124.
БП = Безопасность Полетов; Боевое Применение
БПСП = Боевое применение средств поражения
БР = Бортрадист.
БТ = Борттехник.
БУ = Боковое Уклонение от ЛЗП; Боковое удаление.

в/ч = Войсковая часть.
ВА = Воздушная Армия; Военная Академия.
ВВА = Военно-Воздушная Академия им. Гагарина (Монино).
ВВАИУ = Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище.
ВВАУЛ = Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков
ВВАУЛШ = Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков и Штурманов
ВВАУШ = Высшее Военное Авиационное Училище Штурманов
ВВЖ = Вертолетовождение (ВН).

ВВИА = Военно-Воздушная Инженерная Академия им. Жуковского (Москва).
ВВК = Военно-Врачебная Комиссия. Сугубо пехотная вещь.
ВВУЗ = Высшее Военное Учебное Заведение
Верификация = Наблюдение за военной деятельностью
Вертушка = Вертолет.

Веселый = Самолет МиГ-21 (афган)
Взмывание = Ошибка на посадке. Причины: подход на повышенной скорости, повышенный темп взятия ручки на себя.

Вилка = Элемент боевого маневрирования.
Винт = Элемент боевого маневрирования.
ВК = Вентилируемый Костюм.
ВКК = Высотный Компенсирующий Костюм
ВЛК = Врачебно-Летная Комиссия. Каждый летчик проходит ее ежегодно.

ВЛУ ГА = Высшее Летное Училище Гражданской Авиации.
ВЛЭК = Врачебно-Летная Экспертная Комиссия. Аналог ВЛК в ГА.
ВН = Воздушная Навигация.
ВНА = Входной Направляющий Аппарат ТРД. Как правило, набор профилей с изменяемым углом установки.
Водило = Штанга для буксировки самолета.
ВОР (VOR) = Всенаправленный УКВ радиомаяк.

ВОТП = Воздушно-огневая и тактическая подготовка
ВП = Вертолетная Площадка.
ВПП = Взлетно-Посадочная полоса.
ВПР = Высота Принятия Решения (на посадку или уход на второй круг)
Время "Ч" = Начало отсчета в операциях с неизвестным (например Тревога) или секретным временем начала. Дальше время исчисляется как Ч+1час, Ч+2.15 и т.д.

ВСКП = Выносной Стартовый Командный Пункт
ВСУ = Вспомогательная Силовая Установка для энерго обеспечения самолета при выключенных двигателях.
ВТ = Верхняя точка (петли, косой петли и пр).
ВТА = Военно-Транспортная Авиация.
Второй круг = при ошибке в расчете на посадку летчик увеличивает обороты, выполняет набор высоты и повторный заход по кругу.

ВЦ = Воздушная Цель.
Вывозные полеты = Все полеты с инструктором до первого самостоятельного полета по данному виду ЛП.
Выдерживание = Элемент посадки самолета. Начинается на Н~1м заканчивается касанием.
Выпускающий = Парашютист-инструктор организующий и контролирующий покидания самолета на УТП.
Выравнивание = Элемент посадки самолета. Заканчивается на Н=1м выдерживанием.

Высокое выравнивание = Окончание выравнивания на Н более 1м.
Высота перехода = Высота установки стандартного давления на высотомерах в наборе высоты.
Высотка (Квадрат) = Здание на аэродроме, где расположена комната высотного снаряжения, столовая, класс предполетных указаний и т.д.

Высший = Высший пилотаж.
ГА = Гражданская Авиация.
Гаргрот = Как правило, металлическое продолжение фонаря кабины. Четко выражен у поздних модификаций МиГ-21 и у МиГ-23.

ГВПП = Грунтовая ВПП.
ГВФ = Гражданский Воздушный Флот.
ГИК = ГироИндукционный Компас.
ГИМО = Главная Инспекция Министерства Обороны.
Глиссада = Установленная траектория снижения самолета.

ГП = Горизонтальный полет.
ГПК = Гирополукомпас.
Грач = Самолет Су-25.
ГШ = ГермоШлем летчика.

Д = Дальность, удаление.
ДА = Дальняя Авиация.
Дальний (ДПРС, ДПРМ) = Дальний Привод. Приводная радиостанция с маркером прохода, расположенная по оси ВПП ~4км от торца.

Держки = Рычаги катапультирования
ДЗ = Дежурное Звено.
Добирать = Создавать самолету посадочное положение на выдерживании.
Доп, допы = Дополнительные вывозные полеты
Допуск = Перед первым тренировочным вылетом по любому новому виду подготовки летчик обязан выполнить контрольный полет и получить соответствующий допуск

ДСка [Дээска] = Демисезонная лётная куртка.
Дуб = Парашют Д-1 различных серий. С ним прыгали УТП все военные летчики СССР.
ДШ = Дежурный Штурман.
ЕС УВД = Единая Система Управления Воздушним Движением.
ЖПС = Журнал Подготовки Самолета. Книга в которой летчик расписывается о приемке самолета перед вылетом и куда заносит замечания по работе АТ после полета.

ЖРД = Жидкостный Реактивный Двигатель.
Засветка = Мощная кучево-дождевая облачнось, которая светится на экране локатора.
Зачетный полет = Полет с проверяющим на допуск или на подтверждение/получение класса.
Зеленая ракета = Означает начало полетов.
ЗОМП = Защита от Оружия Массового Поражения.

ЗПС = Задняя Полусфера.
ЗШ (3,5,7) = [зэша] Защитный Шлем летчика.
ИА = Истребительная Авиация.
ИАД = Истребительная авиационная дивизия.
ИБА = Истребительно-Бомбардировочная Авиация.
ибад = Истребильно-бомбардировочная авиационная дивизия.
ибап = Истребительно-бомбардировочный авиационный полк.

Иван Иваныч = Небольшой пристрелочный парашют с грузиком.
ИВПП = Искусственная ВПП.
ИК = Истинный Курс; Инфракрасный.
Иммельман = Полупетля.
Инверсия = След водяного пара за самолетом в тропопаузе.
Интрецептор = Отклоняющаяся аэродинамическая поверхность выполняющая роль элерона (МиГ-23) или тормозного щитка (Ту-134).

ИОД = Имитация отказа двигателя.
ИПМ = Исходный Пункт Маршрута.
Искра = Бортовой комплект оборудования РСБН-5, РСБН-5С.

Кадушка = Некоординированая, вялая бочка. Может быть использована как противозенитный/ракетный маневр.
Капот = Люк доступа к двигателю.
Кача = Качинское ВВАУЛ.
КБП = Курс Боевой Подготовки далее идет род авиации.
КВД = Контур Высокого Давления ТВД.

КВС = Командир Воздушного Судна
КГ = Контроль Готовности к полетам.
КДП = Командный Диспетчерский Пункт ("Вышка")
КЗ = Командир Звена
Класс = Летная квалификация (БК, 3-й, 2-й, 1-й, Снайпер).


КЛП = Курс Летной Подготовки. Напр. ПС - на Пилотажном Самолете.
КМ-32 = Кислородная Маска для ЗШ-3
КНД = Контур Низкого Давления ТВД.
Ковер = Команда "всем срчная посадка на своем аэродроме". Дается при резком ухудшении МУ, пролете через район большого босса, катастрофе на однотипном в ВВС.

Козел = Повторное отделение самолета от земли на посадке.
Кок = Обтекатель воздушного винта.
Комэска = Командир Эскадрильи
Контроль = Диспетчерская служба ГА в дальней зоне и по трассам.
Контрольный полет = Любой полет с инструктором.
КП = Командный Пункт (Училища, Армии и пр) или Кислородный Прибор.

КПБ = Концевая Полоса Безопасности ВПП.
КПВ = Клапана Перепуска Воздуха на ТВД.
КПМ = Конечный Пункт Маршрута.
КПП = Комбинированный Пилотажный Прибор; Контрольно-Пропускной Пункт.
Краб = Элемент боевого маневрирования; знак выпускника СВУ.
Красная ракета = Означает окончание полетов.

Красный треугольник (круг) = закрашивался в личном графике летной подготовки после тренировочного полета.
КРМ (ГРМ) = Курсовой (Глиссалный ) Радио Маяк.
Круг = Диспетчерская служба ГА в раионе аэродрома.
Крыша = Элемент боевого маневрирования.
Крюк = Элемент боевого маневрирования.



КТА = Контрольная Точка Аэродрома.
КУВ = Курсовой Угол Ветра.
КУЛП УС ИА-ХХ = Курс Учебно-Летной Подготовки на Учебном Самолете Истребительной Авиации ХХ года.
КУР = Курсовой Угол Радиостанции - угол между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию.
КУС = Комбинированный указатель скорости.
Кучевка = Кучевая облачность.
КЭС (КЭД) = Конструкция и Эксплуатация Самолета (Двигателя).



ЛАМ = Лаборатория Авиационной Медицины.
ЛГ = Летная группа (Летчик-инструктор, и 2-3 его курсанта)
ЛЗП = Линия Заданного Пути.
ЛИИ = Летно-Исследовательский Институт.
ЛИС = Летно-Испытательная Служба.
Литерный борт (ВВС) = Как правило, транспортный самолет предназначенный для перевозки руководящего состава. Повышенные требования к экипажу, АТ, топливу, обслуживанию.

ЛИЦ = Летно-Испытательный Центр.
ЛМО = Летно-Методический Отдел.
ЛП = Летная Подготовка или Летное Происшествие.
ЛТИ = Летно-Техническое Имущество.
ЛТУ = Летно-Тактические Учения.
Луч = Схема размещения СТО.

Магнитное склонение (МС) = Геофизическая переменная. МК=ИК+_МС.
Маленькая Тушка = Самолет Ту-134.
МБВ = Минимальная Безопасная Высота.
МВЛ = Местные Воздушные Линии; Международные Воздушные Линии.
МВПП = Металлическая ВПП.
МГА = Министерство Гражданской Авиации.

Миллион на миллион = МУ не хуже чем: безоблачно, видимость более 10 км.
Минимум = Метео-условия от 150х1.5 и хуже.
МК посадки = Магнитный Курс Посадки.
МРД = Магистральная Рулежная Дорожка.
МРП = Маркерный Радиоприемник.
МУ = Метео Условия.


Наблюдающий = Солдат или курсант сидящий на ближнем приводе или КДП и визуально контролирующий положение шасси и механизации заходящих на посадку самолетов.

НАЗ = Носимый Аварийный Запас (пища, аварийная РС, спецснаряжение зависит от региона). В самолетах ИА размещен в катапультируемом кресле.

Наземная Цель = При тренировочных полетах это или высыпанный мелом контур или остатки списанных самолетов или техники.

НАР (уст.НУРС) = Неуправляемая Авиационная Ракета (НеУправляемый Реактивный Снаряд).
НЗ = Неприкосновенный Запас. Как правило на случай войны.
Низ, Нижний край = Высота нижнего края облачности. Один из основных критериев МУ.
НКТЛ 29-39 = Тренажер катапультирования из самолетов Л-29 и Л-39.
НЛ (7,10,10М) = Навигационная Линейка.

Нога = Стойка шасси.
Носок = Безщелевой предкрылок.
НПЛ = Наколенный Планшет Летчика.
НПП = Наставление по производству полетов, Навигационно-Пилотажный Прибор.

НПСК = Наземная Поисково-Спасательная Команда.
НТС = Точка Начала Снижения.
НЦ = Наземная Цель.
НШС = Наставление по штурманской службе

оап = Отдельный авиационный полк.
оаэ = Отдельная авиационная эскадрилья.
ОБАТО = Отдельный Батальон Аэродромно-Технического Обеспечения.
ОБУ = Офицер Боевого Управления.
ОВИ = Огни Высокой Интенсивности.

ОЗК = Общевойсковой Защитный Комплект.
ОК = Объективный Контроль. Служба расшифровки пленок бортовых средств регистрации параметров полета.
Окурок = Самолет Як-40.
ОМИ = Огни Малой Интенсивности.
ОП = Опытный Пассажир. Летчик подстраховывающий курсанта в тренировочном вылете в сложных условиях.

ОПК = Курс Обратный Посадочному.
ОПП = Основные правила полетов.
ОПРС = Отдельная Приводная РС.
ораэ = Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья.
ОРЛ = Обзорный Радиолокатор.
ОСП = Основная Система Посадки.
ОЧФ = Остекленая Часть Фонаря кабины самолета.

Паек (пайка) = Нормы питания в лётной столовой. Если на самолете (вертолете) стоит турбина - получи реактивную норму. Если нет - просто лётную.

ПАРМ = Полевая АвиаРемонтная Мастерская.
ПВД = Приеминк Воздушного Давления.
ПДС = Парашютно Десантная Служба.
Пеший по лётному = Отработка элементов полета на земле, имитируя траекторию движения самолета моделью или рукой.

ПКК, ПКЭ, Правак = Помощник Командира Экипажа - правый летчик, (Второй пилот) в ВВС.
ПЛП = Предпосылка к Летному Происшествию.
ПМУ = Простые Метео-Условия. Определяются видимостью и высотой нижнего края облачности.
ПНП = Пилотажно-Навигационный Прибор.
По нулям 10 = МУ: безоблачно, видимость более 10 км.
Подход = Диспетчерская служба ГА в ближней зоне.
Ползуны = Демисезонный летный комбинезон.


Помощник Командира Корабля = Правый летчик, (Второй пилот).
Помпаж = Срыв потока с ВНА или лопаток первых ступеней компрессора ТРД.
Порог ВПП = Начало ВПП.
Посадочное Т = 2 прямоугольных полотна (зимой черные, летом белые) выкладывались в виде буквы "Т" изображая собой современную полосу точного приземления.

Посадочный щиток = Безщелевой закрылок.
Последний = Действително последний, т.е. Больше никогда.
Постановка = Постановка задачи на полеты. Как правило на 3 дня. За ней следуют предварительная подготовка и контроль готовности.

ППД = Прямопоказывающая дальность (Удаление).
ППК = Противо-Перегрузочный Костюм.
ППК-У = Парашютный Прибор Командный. Барометрический прибор автоматического открытия парашюта по высоте.
ППМ = Поворотный Пункт Маршрута.
ППС = Передняя Полусфера.

ПРД = Параметры Работы Двигателя.
Предварительная = Предварительная подготовка к полетам. Имеет место после постановки задачи на полеты.
Прибой = Запрос пеленга АРП.
Притереть = Красиво посадить смолет.
ПРМГ = Посадочная Радио-Маячная Группа.

Профотбор = Тестирование различных психофизиолочических качеств кандидата при поступлении в летное училище.
ПРП = Помощник Руководителя Полетов.
ПТ = Плановая таблица.
ПТБ = Подвесной Топливный Бак.
ПТК = Пункт Технического Контроля. Производится беглый осмотр самолета перед занятием предварительного старта.

Р (Радиал) = Азимут магнитный относительно ВОР.
р/о = Радиообмен.
Раверсман = Переворот.
Разведка = 40 минутный полет на разведку погоды перед началом полетов.
Разлет = Начало полетов.

Рампа = Задняя открывающаяся часть грузового самолета.
Раскрутить колеса = Красиво посадить самолёт.
РБЗ = Руководитель Ближней Зоны.
РВ = Радио-Высотомер.
РВС = Радиовещательная Станция.

РД, рулежка = Рулежная Дорожка.
РДЗ = Руководитель Дальней Зоны.
РЗП = Руководитель Зоны Посадки.
РИО = Радиоизотопный индикатор обледенения.
РИО = Радиостанция Информационного Обслуживания.

РК, РКЛ = РадиоКомпас Летчика.
РЛС = РадиоЛокационная Станция.
РЛЭ = Руководство по летной эксплуатации типа (например Л-39).
РМС-Д, -Р = РадиоМаячная Система Посадки - Директорная, - Ручная.
Роспись = После каждого полета на допуск к новому виду, проверяющий обязан проставить оценки по всем элементам полета, сделать вывод и поставить общую оценку.

РП = Руководитель Полетов.
РРД = Режим Работы Двигателя.
РС = РадиоСтанция или Реактивный Снаряд.
РСБН = Радиотехническая система ближней навигации.
РСДН = Радиотехническая система дальней навигации.

РСП = Радиолокационная система посадки.
РТС = РадиоТехнические Средства.
РУ = Расчетный Угол.
РУ-19 = ВСУ Ан-26,24,30.
РУД = Рычаг управления двигателем.

Руление = Диспетчерская служба ГА по движению техники по земле.
Ручка, РУС = Ручка управления самолетом.
РЦ УВД = Районный Центр Управления Воздушным Движением.
РЭБ = Радио-Электронная Борьба.
РЭО = Радио-Электронное Оборудование.

Самописец, САРПП = Система Автоматической Регистрации Параметров Полета. То, что в кино любят называть "черным ящиком". На различных типах стоят различные системы.

Сапфир-5 = Газотурбинный вспомогательный двигатель на Л-39, автоматически запускается при нажатии кнопки "Турбо". Запускается перед запуском основного двигателя на земле.

САУ = Система Автоматического Управления.
Сваливание = Потеря самолетом управляемости из за выхода на закритические углы атаки.
СВЖ = Самолетовождение (ВН).
СВУ = Сверхзвуковое Входное Устройство. Воздухозаборник любого сверхзвукового самолета.
СД = Самолет и Двигатель.

СДУ = Система Директорного Управления (не путать с курсо-глиссадными планками РМС).
СИВ (Шторка) = Система Индикации Видимости.
Синий треугольник (кружок) = закрашивался в личном графике летной подготовки после контрольного полета.
Система = Полет с заходом на посадку с проходом через ДПРС и отворотом на РУ. Как правило в СМУ.

СМУ = Сложные Метео-Условия. Определяются видимостью и высотой нижнего края облачности.
СП = Система посадки. Напр. СП-50 это РМС аналог ILS а СП-1 это светотехническая система посадки
СПУ = Самолетное Переговорное Устройство.
СРО = Самолетный Радиоответчик.
Стандартное давление = 760мм.рт.ст. или 1013,25мбар (гПа).

Старт = Рабочий МК посадки. (напр. С каким стартом сегодня летали? - 194).
Старт (посадка) = Диспетчерская служба ГА в районе аэродрома ниже круга.
Стартовое время = Период времени в течении которого экипаж имеет право выполнять полет.

Стартовый завтрак = Элемент четырех разового питания летчика (Хлеб, масло, сыр, колбаса, яйцо, чай/кофе). В дни полетов вывозился на старт как отдельный прием пищи.

Створ ВПП = Горизонтальная проекция конуса допустимых отклонений от ПК.
СТО = Свето-Техническое Оборудование аэродрома.
ТА = Транспортная Авиация
ТАП = Транспортный авиационный полк.
ТБ = Топливный Бак.
ТВГ = Температура Выходящих Газов; Точка Входа в Глиссаду.

ТВД = Турбо-Вентиляторный Двигатель. (т.е. Двухконтурный, напр. Как на Л-39).
ТЗ = Топливозаправщик.
Тип = Как правило, тип самолета. Например, МиГ-21.
ТЛ-39 = Тренажер летчика самолета Л-39.
ТНВ = Точка Начала Выравнивания.

ТНК = Траектория Нейтрального Купола.
ТНР = Точка Начала Разворота.
Торец = Обрез первых плит ВПП.
ТП = Тормозной Парашют. Замок подвесной системы на Л-39.
ТПППР = Техническая Позиция Предполетной Подготовки Ракет.

ТРД = Турбо-Реактивный Двигатель; Теория Реактивных Двигателей.
ТТХ = Тактико-технические характеристики.
Тубус = Фанерная цилиндрическая коробка от ЗШ, ГШ.
ТЩ = Тормозные Щитки.
ТЭЧ = Техническая Эксплуатационная Часть.

УА = Угол Атаки самолета (между вектором скорости и продольной осью).
УАП = Учебный Авиационный Полк.
УВ = Угол Ветра.
Угол = Элемент боевого маневрирования.
Узел = Элемент боевого маневрирования.

УК = Условный Курс.
УЛО = Учебно-Летный Отдел.
УР = Управляемая Ракета.
УС = Угол Сноса; Учебный Самолет.
УТП = Учебно-Тренировочные Прыжки с парашютом. Каждый летчик должен был выполнить не менее 2-х УТП в год.
УТС = Учебно-Тренировочный Самолет.

ФАБ = Фугасная Авиационная Бомба.
Фальшкиль = Аэродинамический гребень в нижней задней части фюзеляжа.
ФБ = Фото-Бомбометание.
Фи = Угол откронения руля высоты.
Флаттер = Прогрессирующая аэродинамическая тряска планера самолета, особенно хвостовой части. Был серьезной проблемой в 20-30-х годах.

Фонарь = Остекление Кабины самолета.
ФС = Фото-Стрельба (фотографирование через прицел положение цели в момент стрельбы, бомбометания, пуска).
ЦЗ = Центральная Заправка. Место от куда выруливают и куда заруливают участвующие в полетах самолеты.

Чебурашка = Самолет Ан-72/74.
Черный тюльпан = Транспортный самолет перевозящий груз 200 (гробы с погибшими).
Шаг винта = Угол атаки лопастей.
Шайтан = Самолет Ан-26Ш.
Шеф = Летчик-инструктор
Шкраб = Летчик-инструктор.

Шлемофон = Кожанный защитный шлем летчика. В нем летали на всем до МиГ-21. В ЗШ-3 шлемофон можно было одеть отдельно, в последующих (ЗШ-5,7) его уже не было конструктивно.
ШЛИ = Школа Летчиков Испытателей.
Шм = Ширина маршрута.
ШМАС = Школа Младших Авиационных Специалистов.

Шторка = Полет в закрытой кабине (имитация СМУ). Обязательный элемент летной подготовки.
Элка = Самолет Л-39, Л-29.
ЭМИ = (АО) Электромеханический индикатор (Т масла, Рмасла и топлиа).
ЭУП = (АО) Электрический Указатель Поворота.
Эшелон = Высота полета ВС по стандартному давлению.
Эшелон перехода = Эшелон установки давления аэродрома (района) на высотомерах при снижении.

Еще статьи на эту тему:



Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...