вторник, 14 июля 2009 г.

Полеты на аэродроме Дракино...

Все больше и больше виртуальных пилотов приобщаются к реальном полетам на самолетах. И в очередной раз зачинщиком полетов стал 72AG_Goosf (Гусь). Слово ему:

Началось с того, что Илья (Штурман) выразил желание полетать на самолете Як-52. На общем сборе в субботу Вадим (Балтика) порекомендовал для этой цели ехать на аэродром Дракино, что за Серпуховым, а также порекомендовал инструктора, к которому надо обращаться. Решили ехать вдвоем, потом к нам присоединились также Гоша, Фотон, Синтез, которые ради этого дела отложили свой отъезд домой. Также с нами поехал наш союзник, Сухов.
Так как в одну машину все не влезли, поехали на двух, колонной. Сначала из Мытищ 50 км по МКАД на юг, по направлению к трассе М-4. Потом по М-4 до Серпухова, через Серпухов, и до аэродрома.
Маршрут получился длиной порядка 150 км. Ехали быстро, 110-120 км, в одном месте случилась пробка минут на 40, из-за ремонта и сужения до одной полосы. Но доехали нормально, без приключений.
Приехали, первое ощущение, что Дракино гораздо более цивилизованное место, чем Борки. Там также есть конно-спортивный комплекс, пейнтбол, планеры, картинг, обустроенная территория, ресторан.
Уже на подъезде наблюдали летающие самолеты, причем в большом количестве, чего не было в Борках. Летало сразу 3 самолета.
Подошли на поле, стали ждать посадки нашего инструктора. Он где-то летал с курсантом, довольно долго. Дождались, поговорили, первым пошел кататься Штурман (он сам уже поподробнее расскажет, как летал).
Я пошел вторым, взял тоже 20 минут. Попросил не просто крутить меня, а чтобы поделать какие-нибудь фигуры самостоятельно. Взлетели, вышли в зону.
Для начала стали крутить виражи 30 градусов. Половина виража влево, потом перекладка, половина вправо. Инструктор похвалил, сказал, что неплохо получается. Потом добавил газа, стали делать с креном 45 градусов. В отличие от 30 - тут уже ощущаются перегрузки, хотя небольшие. Хотя там был прибор, который показывает ускорение, я так ни разу на него и не посмотрел.
"Следущий элемент - штопор!", - говорит инструктор.
"- Как штопор?!"
"Очень просто, показываю, следи за тем, что я делаю."
Показывает штопор. Кабрирование, сброс газа до нуля, ждем пока скорость упадет до скорости сваливания - 120 кмч. После чего немного опускаем нос, ногу резко вправо до упора, самолет резко кувыркается вправо, ручку от себя, педаль на вывод, газ плавно до полного и выходим опять на верх. Набрали высоту, развернулись, вышли на позицию (мы заходили в сторону перпендикулярно речке, чтобы удобно было отслеживать курс ввода и вывода). Начинаю делать сам. Нос поднял, газ сбросил до нуля, даю педаль, самолет начинает кувыркаться, сразу вывожу. Инструктор подсказывает: "педаль резче и до самого конца, и не выводи сразу, а дай закончить полный виток, курс на выходе должен быть как на входе - на речку". Набираем высоту, возвращаемся на исходную, повторяем - второй раз получается уже резче, вывод в нужную сторону, немного просел, газа надо больше добавлять. Делаю еще два раза, с каждым разом все увереннее.
Инструктор говорит, что ладно, время ограничено - давай другие элементы попробуем.
Бочка влево - задираем нос, ручку влево до борта, быстрое вращение, кратковременно педаль противоположную вращению для стабилизации горизонта. Влево получилась сразу нормально бочка. Стали пробовать вправо, тут вышла заминка. Первый раз не до конца ручку вправо, бочка получилась медленная. Все из-за того, что все-таки усилие там нужно, а вправо непривычно. По подсказке инструктора помогаю левой рукой. Уже лучше, но ручка почему-то идет немного от себя, бочка получается с заваливанием вниз.
Делаю вывод, что движение влево все-таки более естественное для летчика.
Далее вертикальная петля. Разгоняемся до 300 кмч, идем на верх. Это сразу сам выполняю, без показа инструктором. Иду наверх, на вертикальном направлении чуть отпускаю ручку, инструктор говорит держи, а то зависнем. Действительно, переворот начинаю поздновато, вверху самолет почти без скорости 80-90 кмч примерно, но держу ручкой и педалями, аккуратно сохраняю прежнюю траекторию. Инструктор подсказывает - выбери ручку на себя, и в таком же режиме и держи. Психологически хочется отпустить, так как выполняется с перегрузкам в 4G. Ну и при выходе наверх даешь себе отдохнуть от перегрузок.
Теперь стараюсь сделать правильно, по команде инструктора начинаю петлю, на этот раз перегрузка не ослабевает, кручу одну, вторую, третью, четвертую. Инструктор говорит - хорошо, сейчас то, что нужно.
Приземляемся, делюсь ощущениями с другими, обсуждаем кто что выполнял и как это было.
Третим летит Гоша (сам тоже расскажет).
Домой добрались без проблем, не считая того, что я не туда свернул, и сделал крюк аж до Тульской области. Гоша поехал правильно и ждал меня на шоссе. Нашлись, собрались поехали дальше. Опять была небольшая пробка, минут на 25-30 за примерно 40 км до Москвы, но дальше поехали быстро, домой добрались без приключений.

Уже поздно вечером, когда добрались домой, пытаюсь повторить запомнившийся элемент "штопор". Начинаю с Як-1Б. Не получается! То есть делаю все как положено - кабрирование, газ в ноль, нос уже не принудительно а сам опускается - делаю педаль до упора вправо - Як вяло и лениво начинает правую бочку с заваливанием вниз. Резкости - ноль! Пробовал еще несколько раз - но нужной резкости добился только если еще одновременно с педалью РЕЗКО дергать ручку на себя. Тогда самолет правильно кувыркается, но делает более 1 витка. Обычно 1.5 - 2. При выводе на маленькой скорости он еще почему-то раскачивается из стороны в сторону.
Один за другим меняю самолеты. Мессер вообще отказался штопорить, P-51 чуть получше. Ближе всего к реальности получилось на ишаке, но и на нем только с дачей ручки на себя, без этого ни один самолет у меня не штопорил.
Есть еще мысль попробовать фоку, у нее тоже крылья большие и рули большие, может быть тут специфика поверхностей?
Вобщем пилотировать реальный самолет - получается точнее, чем виртуальный. Сказывается видимо длина ручки, и "китайское качество" наших джойстиков.
Ну вот и все, что я хотел рассказал.

Спасибо Вадиму (Балтике) за то что свел с таким хорошим инструктором! Есть мысль продолжить полеты. В частности поделать различные вертикальные фигуры - разворот на горке, бочка на вертикали, остальное.

Еще статьи на эту тему:



2 коммент.:

Wecker комментирует...

Интересно наверное было )))

72AG_mrSHTURMAN комментирует...

А чего мой очерк не вставил до кучи? )))

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...