суббота, 26 июля 2008 г.

Разведка погоды в ВВС

Читая истории про гибель Гагарина, всегда наталкиваешься на понятие "разведчик погоды".
Кроме того, если смотреть программу полетов на МАКСах - то тоже всегда стоит первым пунктом - "Вылет разведчика погоды".

И собственно мне всегда было интересно узнать, что же это такое - как выполняются эти полеты. Я поговорил с Кайрой по этому поводу, и вот что узнал. Причем с личным примером и случаем из жизни!
Думаю многим будет это интересно!

Слово 72AG_Kayra:

Разведка погоды.
Плановые полеты всегда начинались и начинаются с разведки погоды. Она не выполняется ни по какому упражнению КБП или КУЛПа, полет называтся просто - "Разведка погоды".

Разведка выполнялась за 1час 40 минут до начала полетов с расчетным временем полета, как правило, 30 минут. Ей предшествует принятие решения командиром полка (части) на ее выполнение, где различные службы, в том числе и метеорологическая, докладывают обстановку. Метео докладывает фактическую погоду на своем (по наземному наблюдению) и на запасных аэродромах, дает прогноз погоды на период разведки погоды и на летную смену.
Разведка погоды выполняется на «спарке», командиром экипажа которой – разведчиком погоды, может быть летчик с должности не ниже замкомэски. Во второй кабине (в задней к примеру) – летчик не ниже командира звена. Это как правило самые опытные летчики полка, находящиеся в строю при минимуме погоды.
На летную смену готовятся несколько плановых таблиц по вариантам погоды: на простые метеоусловия (ПМУ), на сложные метеоусловия (СМУ) и на «минимум» (установленный минимум погоды – УМП).
Так вот, основная задача разведчика погоды – определить реальную погоду для выполнения полетов по запланированным вариантам.
Почему нельзя с земли определить по какому варианту летать? Разведка погоды выполняется не только «вокруг» аэродрома, но и с выходом на наземный полигон, с набором высоты пилотирования в пилотажных зонах, маршрутов и тд, с целью определить возможность выполнения полетов на атаки наземных целей, выполнения пилотажа, выполнения перехватов и воздушных боев, в том числе и за облаками, заходу на посадку.
Кроме этого определяется поведение самолета по степени турбулентности атмосферы, обледенения в облаках, сносы на посадочном и боевых курсах, поведение самолета на разбеге и пробеге, сцепление с ВПП (очень важный параметр зимой или на мокрой ВПП) и еще очень много параметров полета.
Кроме этого проводится тренировка расчета наземных радиолокационных служб завода самолета на посадку с условно отказавшими пилотажно-навигационными приборами. Оценивается орнитологическая обстановка (наличие птиц). О всем этом он (разведчик)непрерывно докладывает в эфир.
Во время проведения разведки погоды, летный состав находится на предполетном тренаже на самолетах, а после посадки разведчика, все службы, участвующие в оганизации и обеспечении полетов, весь летный состав и руководящий состав части (частей) следуют на предполетные указания.
На предполетных указаниях командир полка получает доклады от всех служб к готовности выполнения полетов, в том числе, одним из первых, разведчика погоды, который подробно докладывает о выполненной разведке и рекомендует командиру вариант выполнения полетов.
Командир, на основании всех докладов, принимает решение на выполнение полетов по варианту плановой таблицы.

У меня был поучительный случай о полезности разведки погоды.
Проходя службу в Германии мы попали в ситуацию, когда немцы, после объединения Германий, запретили нам выполнять полеты ночью в курортный период, то есть летом.
Командованием было принято решение об использовании внутренних аэродромов России для поддержания навыков летчиков в полетах ночью.
Сводную группу из четырех полков двух ИБАшных дивизий, под командованием зам. Командующего воздушной армии (генерала-майора), на своих самолетах отправили на аэродром Миллерово Ростовской обл.
Полеты мы выполняли в две смены и днем и ночью.
На одну из дневных смен, меня назначили разведчиком погоды.
Смена планировалась с раннего утра, разведка – сразу после рассвета. На принятии решения на разведку, метео прогнозировало ПМУ, было безоблачно, дымка с видимость 5-6км. После взлета и набора высоты, мне представилась интересная картина. Аэродром находился почти в центре круга без облаков, радиусом километров 25-30, а далее вокруг низкая сплошная облачность в 7-8 баллов.
По заданию я с ходу пошел на полигон «Шарпаевский», выполнил пару заходов на мишенное поле, условия для прицеливания были сложные, вывод в облаках, что вообще неприемлемо для групповых полетов на полигон.
Я доложил об этом, произвел дальнейшую разведку и рекомендовал второй вариант (СМУ). После посадки, возле спарки меня встречали генерал с командиром полка.

«Ты кого на разведку послал?» (а вокруг всплошь безоблачно).
«Я за своих летчиков ручаюсь» - ну это мой командир генералу.

Пошли на предполетные, я докладываю, предлагаю по СМУ, метео божится, что ПМУ, на меня смотрят все как на придурка.
А всем так нужны простые, звеньевые полеты на полигон.
Чувствую себя довольно неуютно.
Генерал подумал – подумал, но принял все-таки решение на СМУ.
Сижу, глаза прячу. Предполетные заканчиваются, выходим на свежий воздух, а там уже аэродром затягивает. А метеоролога я так и не нашел потом…

Еще статьи на эту тему:



Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...